Тестовая система оценки знаний - первый этап курсового экзамена по внутренним болезням на 4 курсе

Бабенкова Л.В., Козловский В.И.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Значительную роль в достижении требований к результатам обучения студентов-медиков, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений.

На кафедре факультетской терапии организована текущая, тематическая и итоговая проверка знаний студентов. Все виды проверки проводятся с помощью разных форм, методов и приемов.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами, она естественно вписывается в современные педагогические концепции, позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь со студентами и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.

Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний студентов всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их.
На кафедре факультетской терапии разработаны единые требования к тестовым заданиям, что позволяет студентам значительно облегчить работу с тестами.

Термины или понятия, используемые в тестах, носят общеизвестный характер и соответствуют требованиям учебной программы и первоисточникам.

Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному.

Задания, заложенные в вопросники, максимально краткие.

Форма тестовых заданий имеет единообразие.

По уровню усвоения знаний, умений и навыков все тестовые задания, используемые во время проведения практических занятий и курсового экзамена на кафедре факультетской терапии, можно классифицировать на 2 уровня.

Тесты первого уровня усвоения подразделяются на тесты опознания, тесты различения, тесты соотнесения и тесты-задачи с выборочными ответами.

В тесте опознания студенту задается вопрос, требующий альтернативного ответа: «да» или «нет», «является» или «не является», «относится» или «не относится» и т. п. Это самый легкий вариант тестового контроля, и студенты справляются с ним, как правило, в 100% случаев.

Тесты различения вместе с заданием содержат ответы, из которых студент должен выбрать один или несколько. Это более сложный вариант тестового контроля, и как показывает наш опыт, на занятиях студенты справляются с заданиями в 60-85% случаев.

Тесты соотнесения и тесты-задачи предлагают найти общности или различия в изученных объектах, причем сравниваемые свойства или параметры обязательно фигурируют в задании. Это наиболее сложный вариант тестирования. И студенты справляются с ним в 40-70% случаев.

Применение тестов первого уровня, по нашему мнению, целесообразно для промежуточного контроля знаний студентов в рамках практических занятий.

Проверку усвоения знаний на втором уровне можно проводить с помощью следующих тестов: воспроизведения информации и решения типовых задач.

По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на тесты – подстановки и конструктивные тесты.

Тесты-подстановки имеют в задании разнообразные виды информации – словесный текст или данные лабораторных и инструментальных исследований, в том числе электрокардиограммы, спирограммы и др., в которых пропущены составляющие (условные обозначения, линии или изображения элементов). Получив задание, студент должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места («пропуски»), а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании.

Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от студентов самостоятельного конструирования ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать алгоритм диагностики или лечения, интерпретировать данные лабораторной или инструментальной диагностики, сформулировать предположительный или окончательный диагноз.

Таким образом, тесты второго уровня используются нами при контроле знаний студентов по основным разделам преподаваемой дисциплины, без знания которых общее понимание дисциплины либо затруднено или вообще невозможно, а также во время курсового экзамена по внутренним болезням.

Еще одно бесспорное достоинство тестирования - использование для объективизации итоговой оценки знаний. Главное достоинство проверки знаний по тестам в скорости обработки полученных результатов. Текущее тестирование позволяет выявить подготовленность студентов к занятию: достаточно ли понимают они отдельные темы, что позволяет ориентировать последующее обсуждение в нужном направлении, рационально расставить акценты над изучаемым материалом и более подробно обсудить те вопросы, которые недостаточно полно или точно восприняты в тестах. Но, выигрывая в скорости проверки, мы все-таки не работаем над логикой мышления студента. С другой стороны, есть достаточно большая группа студентов, которые в силу некоторых психических особенностей плохо соответствуют тестовой методике и получают заниженные оценки (соответственно есть и такие, чьи тестовые оценки завышены).

Заключение

На кафедре факультетской терапии разработаны единые требования к тестовым заданиям, что позволяет студентам значительно облегчить подготовку к тестированию.

По уровню усвоения знаний, умений и навыков все тестовые задания, используемые во время проведения практических занятий и курсового экзамена на кафедре факультетской терапии, классифицируются на 2 уровня. Применение тестов первого уровня (тесты опознания, тесты различения, тесты соотнесения и тесты-задачи с выборочными ответами) целесообразно использовать для промежуточного контроля знаний студентов в рамках практических занятий. Тесты второго уровня (тесты – подстановки и конструктивные тесты) можно использовать при контроле знаний студентов по основным разделам преподаваемой дисциплины, а также в рамках курсового экзамена по внутренним болезням.

Сочетание контроля знаний с помощью тестов различного уровня обеспечивает широкие возможности получения практических знаний студентами 4 курса.

Применение тестов разного уровня позволяет объективизировать оценку знаний и в короткое время откорректировать методику преподавания материала, сделав акцент на те вопросы, которые недостаточно полно или точно восприняты студентами.

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники