Лапицкая Т.А.
УО «Витебский государственный медицинский университет»,
г. Витебск
Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. И в данном случае, образование не является исключением. В настоящее время компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке абитуриентов, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной обучающей среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.
Использование информационных технологий в образовательном процессе подготовительного отделения факультета профориентации и довузовской подготовки обеспечивает преподавателю дополнительные дидактические возможности: обратную связь между пользователем и электронными средствами обучения, что позволяет обеспечить интерактивный диалог; компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств наглядности биологических объектов, процессов, явлений; автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения материала. Употребление в современных электронных средствах обучения статических и динамических моделей помогает абитуриентам в освоении закономерностей строения и функционирования живых организмов, позволяет более полно реализовать принципы обучения биологии, оптимально организовать работу на практических занятиях.
Применение электронных средств значительно влияет и на формы, методы представления учебного материала, характер взаимодействия между слушателем и преподавателем и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Однако данные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.
Важнейшим условием и ведущим фактором, определяющим успешность учебной деятельности слушателя подготовительного отделения с использованием электронных технологий, является готовность обучающихся к продуктивной деятельности в компьютерной среде. Слушатель должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с подлинной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет, где необходимо хорошо владеть различными видами чтения (изучающим, поисковым, ознакомительным), работать с электронными справочниками и словарями.
Так развитие электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет проводить занятия не теряя качественных характеристик образовательного процесса, поскольку постоянно осуществляется обратная связь с преподавателем, который может провести как электронную консультацию по возникшем у него вопросам в течении подготовки определенного блока информации, так и осуществлять постоянный, своевременный контроль знаний учащегося.
В настоящее время развитие электронных технологий в системе дистанционного обучения на кафедре биологии ФПДП осуществляется в следующих направлениях: организация и разработка электронного учебно-методического комплекса в системе Moodle, включающего рабочую учебную программу, электронные учебники, мультимедийные презентации по основным разделам биологии; разработка и внедрение многофункциональной системы тестирования, включающей контрольные задания, тематический тест контроль, итоговый компьютерный тест и т.д.
Введение дистанционных технологий в образовательный процесс обеспечивает слушателям ФПДП обучение на любом расстоянии от учебного учреждения, в любое время в любом месте, что позволяет обучающимся не только оставаться в привычной для них обстановке, но и сохранить привычный ритм жизни, а также выработать свой индивидуальный график. Это становится все более актуальным, так как число детей, не способных посещать учреждения образования в связи с медицинскими показаниями и число молодых людей, не располагающих временем присутствовать на занятиях в связи большой загруженностью, высокой трудовой занятостью, элитарностью и материальной обеспеченностью из года в год растет. Такое обучение помогает уровнять возможности между разными слоями населения и возрастными группами в получении образования. Так как дистанционное обучение носит гибкий и индивидуальный характер, слушатель сам определяет темп изучения материала, может возвращаться по несколько раз к отдельным заданиям, также изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только на занятии, что гарантирует более глубокие остаточные знания при добросовестном, последовательном изучении основных разделов биологии.
Данная форма обучения предполагает большой объем самостоятельной работы слушателей, а, как известно, самостоятельная работа представляет собой один из важных методов обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучающихся и успех в воспитании самостоятельного, мобильного, ответственного и интеллектуального общества.
Таким образом, широкое внедрение в учебный процесс современных электронных технологий позволяет расширить ареал методических приемов, стимулирует познавательную деятельность, особенно при самостоятельной работе. Появляется возможность создания различных компьютерных средств обучения с элементами видео, мультимедиа, гипертекста, что способствует повышению эффективности педагогического труда и качества обучения. Не стоит забывать, что эффективность дистанционного обучения существенно зависит от используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии электронного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя.
Использованные источники:
1. Ибрагимов, И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений // Под ред. А. Н. Ковшова. – М.: Академия.– 2005.– С.74-77.
2. Давыдова И.П., Лебедева, М.Б., Мылова, И.Б. Педагогам о дистанционном обучении // Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. – СПб: РЦОКОиИТ.– 2009. – С.36-39.
3. Пидкасистый, П.И., Тыщенко, О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. – 2000. – №5. – С. 7-12.