Гараничева С.Л.
Витебский государственный медицинский университет, г. Витебск
Понятие «электронное обучение» является многогранным. В современной педагогической литературе, на ряде педагогических сайтов Интернет, в материалах свободной энциклопедии Википедия, в том числе специалистов Юнеско, под этим термином понимают «обучение при помощи электронных технологий» [1]. Электронное обучение предусматривает ряд аспектов: возможность самостоятельной работы, как студентов так и преподавателей, с электронными материалами с использованием персонального компьютера (ПК), DVD-проигрывателя, телевизора и других электронных средств; получение консультаций, оценок у удалённого преподавателя; возможность дистанционного взаимодействия с преподавателями; круглосуточный доступ к электронным учебным материалам; формирование и повышение информационной культуры у профессорско-преподавательского состава вуза; овладение преподавателями современными информационными технологиями с целью повышения эффективности своей обычной деятельности; возможность развивать учебные веб-ресурсы; возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира и многое другое, связанное с обучением посредством информационных компьютерных технологий (ИКТ). По мнению ряда источников, этот термин постепенно вытесняет модный ныне термин «дистанционное обучение» (ДО). Как отмечают авторы термин «электронное обучение» отражает интеграцию дистанционной и традиционной организации учебного процесса на основе ИКТ [2].
Мы выделим только ключевые условия, касающиеся внедрения электронного обучения в учебный процесс вуза: 1) необходимость соответствующего уровня подготовки преподавателей вуза к использованию электронного обучения; 2) готовность студентов вуза применять эти технологии; 3) наличие соответствующего программно-технического, дидактического контента образовательной деятельности вуза. Последний аспект в полной мере может выполнять возложенные на него функции только при выполнении первых двух условий.
На наш взгляд процесс внедрения электронного обучения в ВГМУ можно разделить на три этапа: 1) начальный (1997 г.-2004 г.), 2) базовый (2005 г.-2012 г.), 3) развития и совершенствования (с 20013 г.). Каждый из этих этапов предусматривал свои цели и решал соответствующие задачи.
На первом этапе были успешно реализованы следующие цели: 1) введение в учебный процесс медицинского вуза новой дисциплины «медицинская информатика», изучение которой требовало социальное развитие общества, медицинской науки и практики; 2) создание соответствующей материально-технической базы для преподавания дисциплины.
В этот период в вузе по ряду дисциплин уже внедрялось электронное тестирование знаний. Для более полного использования в деятельности вуза необходима была определенная подготовка в области ИКТ студентов. Обучение студентов ВГМУ применению информационных технологий началось с сентября 1997 года по инициативе ректора ВГМУ А.Н. Косинца и декана лечебно-профилактического факультета Н.Ю. Коневаловой. Были проведены: 1) научное исследование уровня подготовки студентов первого курса ВГМУ по базовому курсу информатики средних и средне-специальных учебных учреждений образования, которое выявило чрезвычайно низкий уровень подготовки (27% студентов владело применением информационных технологий на базовом уровне); 2) изучена потребность специалистов системы здравоохранения и учебного процесса медицинского вуза в применении информационных технологий. Полученные результаты и актуальные педагогические теории явились основой для разработки авторской модели педагогической системы подготовки студентов медицинских вузов к использованию ИТ [3, 54]. B то время в соответствии с типовой учебной программой по «медицинской и биологической физике с основами высшей математики» в рамках указанной дисциплины небольшое количество часов (14) отводилось на изучение основ ИКТ в разделе «Медицинская информатика» [3, 89]. В медицинских вузах Республики Беларусь дисциплина «медицинская информатика» в то время не изучалась. В то же время в ряде ведущих медицинских вузов России (Москва, Санкт-Петербург и др.) были уже созданы кафедры информационных технологий и преподавалась медицинская информатика. По медицинской информатике у нас не было доступных учебников, практикумов и других учебных пособий. В связи с этим в ВГМУ были изданы: в 2000 году «Практикум по информатике», в 2001 году «Основы информационных технологий» [4; 5]. Оба учебных пособия получили гриф Министерства образования Республики Беларусь. По решению ученого Совета ВГМУ медицинская информатика была выделена в отдельную дисциплину и преподавалась сначала на первом, а затем и на втором курсе. Обучение ИТ осуществлялось поэтапно в соответствии с вышеуказанной моделью педагогической системы.
Второй этап внедрения электронного обучения в учебный процесс ВГМУ мы связываем с созданием в ВГМУ в 2005 году кафедры информационных технологий с курсом электронной библиотеки. На кафедре был создан штат преподавателей и программистов. Появились условия для формирования программно-технического, дидактического контента образовательной деятельности вуза. Пополнена и обновлена материально-техническая база (приобретено большое количество ПК, введены новые современные компьютерные классы). Сотрудниками кафедры в содружестве с преподавателями других кафедр были написаны ряд новых учебных пособий (в том числе электронных, созданных при участии программистов учебно-информационного методического центра ВГМУ) и учебных программ [6; 7; 8; 9; 10]. Сформирована и постоянно пополняется библиотека электронных дидактических средств обучения. Появились условия для обучения на современной основе студентов вуза и массовой переподготовки преподавателей ВГМУ в области ИКТ. Сотрудниками кафедры два раза в год в рамках ФПК по педагогике и психологии успешно проводилось обучение профессорско-преподавательского состава вуза применению ИКТ в учебном процессе. В настоящее время все преподаватели ВГМУ читают лекции с применением мультимедийных презентаций, разрабатывают электронные учебные материалы, доступ к которым студентам и сотрудникам вуза круглосуточно открыт в Moodle (модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде) – свободной системе управления обучением (LMS), в том числе и дистанционно. Преподаватели применяют в учебном процессе ПК [6; 9] для решения учебных задач, моделирования медико-биологических процессов, использования профессионально ориентированных ресурсов сети Интернет, для подготовки, оформления и представления научно-исследовательских работ. На кафедре информационных технологий с курсом электронной библиотеки в течение ряда лет проводились конкурсы студенческих мультимедийных презентаций, посвященные актуальным проблемам нашего общества, лучшие работы которых собраны в базу данных мультимедийных проектов. Целью этих конкурсов явилось приобщение студентов к более многогранному и глубокому овладению приемами работы с ИКТ, развитие их творческого потенциала. Материалы этой базы предназначены для использования при проведении кураторских часов. Ведется руководство студенческой научной работой: научные работы студентов, посвященные применению ИКТ в медицине и здравоохранении, выполненные под руководством преподавателей кафедры, трижды занимали вторые места на республиканских конкурсах и один раз – третье место. Все учебные дидактические пособия кафедры представлены в электронном виде в Moodle. В учебном процессе кафедры не используются бумажные носители информации.
Третий этап внедрения электронного обучения в учебный процесс ВГМУ следует связать с новыми учебными планами по ряду специальностей. Так на лечебном факультете введена дисциплина «информатика в медицине», количество часов выделенное на ее изучение (60 часов на первом курсе), позволяет значительно повысить уровень культуры в области ИКТ студентов ВГМУ, а следовательно, открывает путь для дальнейшего развития и совершенствования форм применения электронного обучения в учебном процессе ВГМУ.
Использованные источники:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EB%E5%EA%F2%F0%EE%ED%ED%EE%E5_%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%E5/Википедия. Электронное обучение — Дата доступа: 16.06.2014. — Заглавие сформулировано на основании заголовка экрана.
2. http://hr-portal.ru/article/chto-takoe-elektronnoe-obuchenie/HR-Portal — Дата доступа: 16.06.2014. — Заглавие сформулировано на основании заголовка экрана.
3. Гараничева, С.Л. Теория и практика подготовки студентов медицинских вузов к применению информационных технологий / С.Л. Гараничева; под ред. Ю.Я. Родионова. – Витебск : ВГМУ, 2004. – 152 с.
4. Гараничева, С.Л. Практикум по информатике : учеб. пособие / С.Л. Гараничева. – Витебск : ВГМУ, 2000. – 168 с.
5. Гараничева, С.Л. Основы информационных технологий : учеб. пособие / С.Л. Гараничева. – Витебск : ВГМУ, 2001. – 201 с.
6. Гарновская, И.И. Мультимедиа в медицинском вузе : учеб. - метод. пособие / И.И. Гарновская, И.В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова ; под ред. В.П. Дейкало. – Витебск : ВГМУ, 2011. – 126 с.
7. Гараничева, С.Л. Excel для студента-медика : учеб. - метод. пособие / С.Л. Гараничева. – Электрон. дан. – Витебск : ВГМУ, 2012. – 1 электрон. опт. диск (СD ROM). – Excel для студента-медика. – ISBN 978-985-466-579-5. – 236 с.
8. Гараничева, С.Л. Организация доказательного обучения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel : учеб. - метод. пособие / С.Л. Гараничева.– Электрон. дан. – Витебск : ВГМУ, 2012. – 1 электрон. опт. диск (СD ROM). – Организация доказательного обучения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel. – ISBN 978-985-466-580-1. – 48 с.
9. Глушанко, В.С. Основы медицинской статистики : учеб.-метод. пособие / В.С. Глушанко [и др.]. – Витебск : ВГМУ, 2012. – 155 с.
10. Таллер В.А., Гараничева С.Л. «Медицинская информатика» Типовая учебная программа для учреждений высшего образования по специальности: 1-79 01 08 Фармация - Минск: МО РБ, 2011. – 17 с.