Практикоориентрованная направленность обучения студентов в учреждении высшего медицинского образования

Харкевич Н.Г., Бурак Г.Г., Мясоедов А.М., Трафимёнок А.Л.

УО «Витебский государственный Ордена дружбы народов медицинский университет», г. Витебск

Основной тенденцией современного образовательного процесса является ориентация на всестороннее развитие личности студента. Необходимо не только дать студентам знания, умения и практические навыки в области медицины, но создать условия для достижения личностью высшего уровня нравственного, интеллектуального, эстетического и физического развития. По этому вопросу в последние годы вышел ряд учебных изданий [5], в которых уровень врача общей практики обязывает его уметь выполнить объём первичной врачебной помощи, оказать неотложную медицинскую помощь больным на догоспитальном этапе при переломах костей, вывихах, ушибах и растяжениях, острых хирургических заболеваниях.

Неразрывность учебно-воспитательного процесса в вузе основывается на умении преподавателя оказывать воспитательное воздействие на студентов во время занятий. В вузе студенты приобретают твёрдые жизненные ориентиры, организаторские навыки, личные качества, необходимые врачу, руководителю, общественному деятелю.

Специфика врачебной деятельности предполагает знание своеобразного свода этических правил, запретов и ограничений, которые должны приниматься теми, кто неизбежно по роду своей деятельности вмешивается в жизнь другого человека. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса вуз обязан создать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента, становления его гражданского самосознания, значимость которых побуждает проявлять активность в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками [1].

Мы считаем, что для успешного усвоения профессиональных навыков студенты должны заниматься научной работой. Целесообразно организовывать научную работу в небольших группах по 2-4 человека, где они помогают друг другу в ходе исследования. Важная роль в этих исследованиях принадлежит преподавателю, который не только руководит работой, помогает методически и практически, но и вдохновляет студентов своим примером, предлагает темы для разработки, консультирует и обеспечивает обратную связь.

С целью повышения объективности и мотивации студентов к повышению профессиональных знаний целесообразно включить балльно-рейтинговую систему оценки качества знаний. Эффективное использование системы зачётных единиц является одним из главных инструментов реализации принципов Болонского процесса.

Использование балльно рейтинговой системы оценки качества знаний позволяет активизировать самостоятельную работу студентов, дифференцировать их по уровню усвоения учебного материала и своевременно откорректировать действия, направленные на повышение качества обучения.

Актуальность проблемы формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности студентов медицинского вуза обусловлена взаимозависимостью не только социальной и творческой активностью будущих специалистов, но и с конечными результатами многогранной деятельности высококвалифицированных специалистов-медиков, которые работают в контакте с населением.

На основании теоретических знаний студенты пополняют и совершенствуют профессиональные знания и умения, развивая творческое мышление, способность анализировать и обобщать практический опыт, принимать собственные решения, что в результате способствует формированию клинического мышления будущего врача.

Ещё с глубоких времён профессия врача была самая уважительная и почётная, потому что врачи отличались своим гуманизмом, совей преданностью людям, своей профессии. Настоящий врач должен обладать не только блестящими знаниями своей профессии, но и быть добрым, отзывчивым, чутким, внимательным, ответственным, исполнительным, с чистым сердцем оберегать тех кто болен.

Чтобы не отстать, специалист должен постоянно обучаться, быть в курсе достижений современной науки, развивать творческое мышление, уметь обобщать личный опыт работы, уметь выступать перед аудиторией, владеть навыками аналитической деятельности, навыками ведения дискуссии, нахождения главных аргументов убедительности и доказательности своей позиции, хорошими ораторскими навыками, гибкостью мышления и навыками общения.

Чтобы работодатели не предъявляли выпускникам претензии в том, что молодые специалисты недостаточно или вовсе не владеют практическими умениями по полученной профессии, их приходится доучивать на месте, в вузе необходимы элективные курсы. Для ликвидации разрыва между спросом и предложением знаний необходимо разрабатывать и предлагать студентам элективные курсы по вопросам плохо усвоенных тем и практических умений. Особенно активно этот пробел может ликвидироваться после прохождения студентами учебной и производственной практики, когда на базе сопоставления спроса и предложения знаний возможно выявить дефицит.

На формирование личности студентов играет культура речи и культура общения. Они формируют их индивидуальную культуру. Иногда поражает бедность и примитивность словарного запаса, жаргонной лексики: «прикид», «подстава», «тусовка», «отпад», «клёвый», офигенный», «кайфофать» и т.д. Вызывает тревогу тот факт, что этот словарный мусор составляет значительную часть лексики студентов, постепенно истончая слой литературного языка [2,4].

Для студентов медицинских вузов латинский язык является общеобразовательной дисциплиной. В то же время не вызывает сомнения тот факт, что владение латинским языком квалифицируется как профессиональное умение врача и провизора [6].

Состояние эмоционального подъёма, бодрости, живой заинтересованности преподавателя придаёт учебной деятельности особую живость, хороший темп, увлекательность и благоприятно воздействует на студенческую молодёжь [3]. Поэтому на каждом занятии мы, преподаватели, должны вызвать у обучающихся как можно больше положительных эмоций, что несомненно оказывает влияние на формирование устойчивых мотивов в приобретении профессиональных знаний.

Использованные источники:

  1. Ананченко М.Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста//Формирование профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы X областной студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений/Сборник статей и тезисов/Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина.-Архангельск:Издательство СГМУ, 2003.-с.11.
  2. Изард К.Э., Психология эмоций.-СПБ.: Питер, 2000.-464 с.
  3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савовв М.Р. Русский язык и культура речи: учеб./под ред. Н.А. Ипполитовой.-М., 2006.
  4. Путин В.В. Послание Федеральному собранию.-2007.
  5. Суковатых Б.С., Сумин С.А., Горшунова Н.К. Хирургические болезни и травмы. ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 624 с.
  6. Хамурзова А.Г. Паремиологический подход к обучению классическому языку в условиях билингвизма (на материале латинского языка).-Пятигорск, 2005.- 150 с.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники