Самостоятельная подготовка

Лятос И.А., Редненко В.В.

Учреждение образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Развитие информационных технологий во многом изменили психолого-педагогические и методические подходы к обучению в стенах медицинских университетов. Современный студент уже с дошкольного возраста попадает в информационную среду Интернет. К моменту обучения в университете, как правило, свободно в ней ориентируется и, даже, «психологически зависим» от нее. Получение любой информации, в том числе, научной, учебной и учебно-методической по интересующему разделу знаний, для современного студента не представляет никакой трудности. В нашем университете этому способствует широкое развитие электронной библиотечной работы с подпиской на огромное количество информационных медицинских ресурсов.
Таким образом, студенты имеют возможность получения необходимой информации в удобной для них форме, в удобное для них время. Многие методические формы учебных занятий «советской» школы, такие как классические лекции, с конспектированием ее текста, теоретические уроки и групповые занятия с опросом студентов теряют свое значение и заменяются другими формами учебно-методической работы с использование информационных технологий.

В нашем университете для этого используется система управления обучением или виртуальная обучающая среда Moodle. Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и студентом, как в очном, так и дистанционном варианте. Преподаватель выступает, прежде всего, как консультант, направляющий процесс самостоятельной подготовки студентов. В тоже время виртуальная обучающая среда, несмотря на лабильность, включает в себя систему жесткого контроля знаний студентов.

В рамках военной подготовки, самостоятельная работа (контролируемая самостоятельная работа) студентов является составной частью образовательного процесса, проводится в составе учебной группы, как правило, в день проведения занятий по военной подготовке, под руководством преподавателей в целях более глубокого изучения пройденного материала и подготовки к очередным занятиям. По отдельным дисциплинам может проводиться путем самостоятельного выполнения студентом учебного задания, выданного преподавателем, в отведенное для этого время под непосредственным управлением (контролем) со стороны преподавателя.

Сейчас трудно представить себе картину: группа студентов сидит в классе с открытыми книгами, их читает и конспектирует материал. Уходит в прошлое и более современный вариант самостоятельной подготовки, где книгу занимает компьютер. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является дистанционный вариант самостоятельной подготовки. При этом электронный учебно-методический комплекс по дисциплине не является методически достаточным без форм и методов обучения студентов, предлагаемой виртуальной средой дистанционного обучения.

Внедренная система дистанционной самостоятельной подготовки по всем дисциплинам, преподаваемым на военной кафедре, позволяет:

  • студенту выбирать удобное время для самостоятельной подготовки, что имеет огромное значение для студента медицинского вуза, принимая во внимание, что военная подготовка относится к дополнительному обучению;
  • студенту выбирать комфортные условия для самостоятельной подготовки – многие студенты неспособны эффективно заниматься самостоятельной подготовкой в условиях группы в учебном классе, а нуждаются в индивидуальных психологически комфортных условиях обстановки;
  • студенту выбирать индивидуальную систему подготовки, количество времени и подходов, необходимые для выполнения предложенного задания, ориентированную на его личные способности, а не усредненный показатель;
  • студенту задавать вопросы преподавателю;
  • преподавателю устанавливать временные сроки (период) самостоятельной подготовки, предоставляя студенту самостоятельно определять время подготовки в рамках установленного периода;
  • преподавателю проводить обязательную индивидуальную проверку выполнения задания самостоятельной подготовки студентом;
  • преподавателю контролировать время выполнения студентом задания для самостоятельной работы;
  • преподавателю индивидуально отвечать на вопросы, заданные студентом.

Любое внедрение – это сложный процесс. Внедрение дистанционного обучения – сложно вдвойне так как надо:

  • морально подготовить профессорско-преподавательский состав к внедрению новых технологий;
  • обучить профессорско-преподавательский состав работе в виртуальной образовательной среде;
  • создать в рамках виртуальной образовательной среды методически продуманную среду для каждой дисциплины военной подготовки и постоянно ее совершенствовать.

Виртуальная образовательная среда обладает значительно большей гибкостью, чем классическая образовательная среда, и имеет высокий потенциал для совершенствования качества военной подготовки студентов.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники