Психология экстремальных ситуаций – важнейший элемент подготовки врача к оказанию медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях

А.М. Талыбов, В.В. Редненко

Республика Беларусь, Витебск, УО «Витебский государственный медицинский университет»

Природные, техногенные, экологические катастрофы влекут за собой огромный комплекс сложнейших проблем: социальных, медицинских, психологических. Устранение последствий катастроф приходится оказывать в условиях высокой психологической напряженности среди населения и спасателей в зоне чрезвычайной ситуации [1].

Подготовка врача по психологии чрезвычайных ситуаций должна включать два аспекта подготовки:

  • собственная стрессоустойчивость, позволяющая сохранить высокий уровень работоспособности и предотвратить негативное воздействие стресса на состояние здоровья, как в короткой, так и отдаленной перспективе;
  • способность психологического воздействия на пострадавших в зоне катастрофы с применением вербальных и невербальных элементов с целью стабилизации психологического состояния пациента, включения его в систему само- и взаимопомощи.

В зоне чрезвычайной ситуации состояние врачей подчиняется общим законам адаптации к стрессовой ситуации. Восприимчивость медицинского работника к стрессогенным факторам определяется индивидуальными психофизиологическими характеристиками, уровнем стрессоустойчивости, опытом работы. Знание закономерностей психического реагирования пострадавших на стрессовую ситуацию, повышает психологическую готовность врача к воздействию стресса [3].

Во время оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях медицинские работники сталкиваются с ситуациями, когда ее оказание затрудняется тем, что в условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения у пострадавших проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов [2].

С целью психологической подготовки врачей к работе в зоне аварий и катастроф студентам предложен курс по выбору «Психологическая устойчивость врача в экстремальной ситуации и медицинская виктимология». В рамках этого электива моделируется психологическая ситуация катастрофы, с чем врач может столкнуться и отрабатываются практические навыки психологической адаптации к ней.

Нами отрабатываются действия врача при оказании медицинской помощи, если у пациента или группы лиц возникают реактивные психозы, сопровождающиеся нарушениями психики и поведения. Нами рассматриваются алгоритмы действий и приемы при наличии:

  • бреда и галлюцинации – ложных представлений или умозаключений, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить;
  • ступора – отсутствия или ограничения контакта с окружающим миром;
  • двигательного возбуждения – бесцельных и бессмысленных действий;
  • агрессии – раздражения, недовольство, гнева, агрессивного поведения включая словесное оскорбление, брань, насильственные действия в отношении других лица или себя.

В процессе элективных занятий мы вырабатываем психологическую готовность и алгоритм психологической помощи в экстремальной ситуации:

  • обеспечение личной безопасности;
  • обеспечение безопасности пострадавшего и окружающих его лиц;
  • вербальные и невербальные элементы взаимодействия и воздействия на пострадавших – постановка фраз, отсутствие частицы «не», тон и тембр голоса, жесты, расстояние контакта и др.;
  • организация безопасных и комфортных условий для пострадавших;
  • организация «зрителей» в «помощников»;
  • Знание этих методик помогут медицинскому работнику оказывающему помощь непосредственно в очаге экстремальной ситуации пострадавшим, получившим комбинированные поражения, включая психологическую травму не растеряться, чувствовать себя уверенно при действиях на догоспитальном этапе медицинской эвакуации.

Использованные источники:

  1. Русаев, Э.С. Психология человека в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / Э.С.Русаев; Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан – Уфа, 2003. - 3 стр.
  2. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях/ Малкина-Пых И.Г. – Новейший справочник психолога. Москва: Эксмо, 2009. –18-20 с.
  3. Шойгу, Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учеб. пособие / Ю.С.Шойгу; М.: Смысл, 2007.с3

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники