Практико-ориентированная направленность обучения биологии на факультете профориентации и довузовской подготовки

Мартыненко Л.П.

УО «Витебский государственный ордена дружбы народов медицинский университет», г.Витебск

Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель

В настоящее время уровень образованности с позиций компетентностного подхода определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний и умений. На фоне этого практическая составляющая процесса обучения приобретает большое значение.

Однако, в практике школьного преподавания биологии, по-прежнему главная роль отводится разносторонней информации, память учеников загружается многочисленными фактами, фамилиями учёных, понятиями, терминами, алгоритмами, но в недостаточной степени уделяется внимание приобретению навыков и развитию прикладных умений. Это одна из причин того, что выпускники школы на централизованном тестировании по биологии демонстрируют достаточный уровень теоретических знаний, но оказываются гораздо менее подготовленными к выполнению заданий практико-ориентированной направленности, содержание которых представлено в нестандартной форме, когда требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сравнить биологические процессы и явления, происходящие на различных уровнях организации живого, установить причинно-следственные связи между строением биологических объектов и их функциями, решить ситуационные задачи практической направленности.

Поэтому, на кафедре биологии ФПДП важным приоритетом в обучении слушателей является ориентация не только на усвоение базовых знаний по предмету, но и на формирование способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, уметь работать с различными источниками информации и критически оценивать полученные сведения, выдвигать гипотезы, аргументировано обосновывать высказанную точку зрения.

В целях совершенствования подготовки абитуриентов к централизованному тестированию по биологии при организации учебного процесса особое внимание уделяется:

  • усилению практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности курса биологии за счёт включения в него сведений прикладного характера, усиления внимания к методам познания природы и использования полученных знаний для решения практических проблем, раскрытия знаний, связанных с самопознанием, значимых для абитуриентов и востребованных в повседневной жизни;
  • реализации деятельностного подхода за счёт включения в содержание определённых способов самостоятельной учебной деятельности, целью которой является формирование умений применять общебиологические знания в разнообразных сферах профессиональной практики;
  • повышению воспитательного и развивающего потенциала курса, отбор содержания с учётом его роли в формировании общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности и морали.

Многолетний опыт работы на подготовительном отделении показал, что повысить интерес к биологии можно усилением прикладного характера содержательной и процессуальной сторон её обучения, так называемой «связи биологии с жизнью».

Биология насыщена материалом практико-ориентированного характера: агротехнические приёмы выращивания растений, получение гетерозиса, полиплодов, отдалённых гибридов, трансгенных организмов, практическое использование статистических методов модификационной изменчивости и закона гомологических рядов наследственной изменчивости, достижений геодиагностики и генной терапии при лечении наследственных заболеваний человека, обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, выявление последствий влияния человека на среду обитания живых организмов, сохранения биоразнообразия, меры профилактики вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек, нарушение осанки, зрения, слуха, оказание первой медицинской помощи при травмах, простудных и других заболеваниях.

Смещение акцента в работе преподавателя подготовительного отделения с традиционного «наполнения» слушателя знаниями на развитие умения размышлять, анализировать и прогнозировать, можно осуществить в рамках вариативной составляющей образовательного процесса, в частности, использования комплекса практико-ориентированных заданий по биологии, которые включают информацию «из жизни» и направлены на выявление знаний обучающихся об окружающем мире, на установление новых логических связей, на развитие ключевых компетентностей и выявление биологической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности.

Механическое заучивание, пересказ материала учебников и пособий заменяется увлекательными, творческими и исследовательскими заданиями, особенностью которых является необычная формулировка, проблемность и оригинальность по содержанию, межпредметные связи, множество вариантов ответов и решений. Преподаватель и слушатель выступают в качестве партнёров, решая значимые проблемы. Слушатель перестаёт быть пассивным преемником, а становится активным субъектом образовательной деятельности, его захватывает сам процесс поиска путей решения задач, он получает возможность развивать логическое и ассоциативное мышление. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. И преподаватель перестаёт быть транслятором информации. Его функциями становятся постановка задач, организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью и контроль полученных результатов.

Практико-ориентированные задания, многократно применяемые на практических занятиях, способствуют интеграции знаний, побуждают абитуриентов использовать дополнительную литературу, повышают интерес к учёбе в целом, положительно влияют на прочность знаний и качество обученности, что позволяет создавать не только положительную мотивацию к изучению предмета, но и через развитие интереса к биологии, осуществлять профориентацию.

При таком построении практического занятия, теоретический материал осознаётся слушателями сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью. Дальнейшие возможности применения теории не декларируются преподавателем, а прогнозируются самими слушателями. Подобный приём позволяет абитуриентам не только определить «зону» своего ближайшего развития в рамках практического занятия, самостоятельно сформулировать цели и задачи, провести саморефлексию, но и определить «зону перспективного развития», так как материал занятия через решение и осознание практической ситуационной задачи проектируется на дальнейшую жизнь слушателя, бытовую и профессиональную.

Таким образом, практико-ориентированная направленность обучения биологии на факультете профориентации и довузовской подготовки активизирует познавательную деятельность слушателей, способствует развитию их любознательности, творческой активности, повышению уровня биологической подготовленности, что создаёт предпосылки к полноценному использованию возможности биологии в сфере экономики, культуры и быта, защиты окружающей среды для обеспечения безопасной жизнедеятельности современного человека.

Использование практико-ориентированного подхода создаёт условия для социализации и профессионального самоопределения абитуриента, становления его как личности думающей, ищущей, интеллектуально развитой, способной креативно мыслить и находить нестандартные пути и решения в различных ситуациях.

Использованные источники:

  1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии./ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – С.172-199.
  2. Ермоленков, В.В. О принципах связи с жизнью, системности и развитии в преподавании биологии./ В.В.Ермоленков //Біялогія: праблемы выкладання. – 2003. – № 1. – С.3.
  3. Никитина, И.В. Инновационные педагогические технологии./ И.В. Никитина. – Волгоград, –2006. – С.30-38.
  4. Лебедева, В.П. Практико-ориентированный подход к развивающему образованию./ В.П.Лебедева.– М.:Педагогика – 1996 – № 5. – С.24-26.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники