Роль и организация самостоятельной работы слушателей на подготовительном отделении

Пахомова Е.В.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск

В современном динамично развивающемся обществе требуются люди инициативные и самостоятельные, легко адаптирующиеся к новым условиям. Поэтому одной из главных задач образования является повышение роли самостоятельной работы как формы учебного процесса. Данный вид деятельности предполагает развитие внутренней и внешней самоорганизации обучающегося, его готовность выстраивать индивидуальную траекторию самообучения, а также возможность формировать способности к саморазвитию и творческому применению полученных знаний. Таким образом, самостоятельная работа является не просто важной формой образовательного процесса, а его основой, в том числе и на подготовительном отделении.

Многолетний опыт работы со слушателями показывает, что уровень довузовской подготовки очень низкий. Большинство абитуриентов испытывает трудности в нормировании, планировании и организации своей самостоятельной работы. Для многих учащихся она отличается своей неэффективностью - несмотря на большие затраты времени, им не удается достичь высоких результатов в данном виде деятельности, что говорит об их неумении работать самостоятельно. Поэтому, от преподавателей подготовительного отделения требуется доучивание абитуриентов методам самостоятельной работы путём формирования культуры учебного труда, что позволит им в будущем не только адаптироваться к вузовским условиям обучения, но и создаст предпосылки постоянного профессионального роста в течение всей трудовой деятельности. Сложность решения этой задачи требует постоянного совершенствования учебного процесса на подготовительном отделении, в том числе и различных форм самостоятельной работы, а также перехода от традиционной системы преподавания с лидирующей ролью преподавателя, передающего «готовые» знания и формирующего репродуктивный вид мышления (действия «по образцу»), к системе обучения, в которой абитуриент выступает в качестве активного и высокомотивированного субъекта.

При организации самостоятельной работы всё же решающая роль принадлежит преподавателю, задача которого увидеть и развить лучшие качества обучающегося как будущего специалиста высокой квалификации, привить навыки поисковой работы, научить анализировать и критически оценивать полученную информацию.

Преподаватель осуществляет организацию учебной деятельности и управление ею, стимулируя развитие креативности, столь необходимой для будущей инновационной активности, организует учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся шли к выполнению поставленной цели самостоятельно, а сам при этом выступал в роли консультанта. Успех от совместной деятельности преподавателя и слушателя также во многом зависит от выбора оптимальных форм и видов занятий для самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы слушателей на подготовительном отделении выполняются следующие дидактические условия:

  • оптимально сочетаются внеаудиторная и аудиторная деятельность;
  • разработан комплекс методического обеспечения учебного процесса;
  • внедрена система дистанционного обучения;
  • используются интернет-ресурсы;
  • осуществляется систематический контроль результатов самостоятельной работы.

Всё это является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы слушателей. Так, например, в процессе аудиторной деятельности, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя, слушатель учиться самостоятельно, определять и формулировать цели и задачи, разрабатывать алгоритм действий, анализировать полученные результаты, делать выводы. У него развивается инициатива и мышление благодаря структурированию учебного материала, применению развивающих заданий, позволяющих раскрыть и обогатить умственный потенциал, обеспечению межпредметных связей, осуществлению мониторинга учебного процесса. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия: проработка материала лекций, составление опорных конспектов, решение ситуационных задач, подбор литературных источников, подготовка к практическим занятиям, промежуточному, текущему, итоговому контролю. Эти формы внеаудиторной деятельности позволяют слушателям самостоятельно осуществлять поиск, отбор и обработку информации.

Созданный на кафедре биологии ФПДП учебно - методический комплекс (руководства к практическим занятиям, методические указания по самоподготовке, пособия для самоподготовки слушателей по всем разделам биологии, глоссарии для самостоятельного изучения терминов и понятий, сборник ситуационных задач для самостоятельного решения, тестовые тренажёры), даёт возможность абитуриенту самому изучить не только теоретическую основу курса, но и применить знания на практике являясь своего рода самоучителем по дисциплине.

Применение интернет-ресурсов обеспечивает развитие навыков целенаправленного поиска информации, систематизации её по заданным признакам, видения информации в целом, а не фрагментарно, выделения главного в информационном сообщении.

Дистанционное обучение развивает у слушателей потребности в самостоятельном приобретении знаний, формирует навыки самообучения, сокращая время на обучение без ущерба качеству, вырабатывает коммуникативные навыки.

Результативность самостоятельной работы во многом определяется наличием различных видов контроля: входной, текущий, промежуточный и итоговый осуществляет преподаватель, а контроль остаточных знаний и умений, спустя определённое время после завершения изучения дисциплины, тренировочные и итоговые тесты в системе Мооdle абитуриенты выполняют самостоятельно.

Таким образом, работа слушателей подготовительного отделения с акцентом на самостоятельную подготовку способствует повышению познавательного интереса к предмету, созданию ситуации успеха для каждого из них, формирует навыки продуктивной деятельности.

Совершенствование форм и методов самостоятельной работы позволяет слушателям справляться с самыми различными задачами, использовать знания, умения и обобщённые способы действий, усвоенные в процессе обучения в реальной деятельности, а также даёт возможность построить своё образование с учётом успешности в личностной и профессиональной деятельности.

Использованные источники:

  1. Евреинов, Э.В. Информатика и дистанционное образование / Э.В. Евреинов, В.А. Каймин. – М.: «ВАК», 1998. – 138 с.
  2. Мехонцева, Д. Объективная цель воспи¬тания – формирование самоуправляемой и управляемой личности / Д. Мехонцева // Народное Образование. – 2001. – № 8. – С. 12-19

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники