О.А. Жаркова, Е.В. Кузьменко, А.К. Лиора, А.В. Дубовец

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск

Медицинский ВУЗ должен научиться готовить врача нового типа, способного мыслить новыми категориями, способного осуществлять эффективную профессиональную деятельность, быстро адаптироваться в условиях научно-технического прогресса, уметь прогнозировать ситуации, ориентироваться в условиях принципиальной неопределенности. [1,2]

Профессорско-преподавательский состав, обладая наивысшей научной квалификацией, владея и постоянно совершенствую свои знания по научной методологии, зная фундаментальные основы, современные достижения науки, способен добиться больших результатов в решении существующих задач по подготовке новых специалистов для последующей работы их в здравоохранении.

Большую творческую активность обнаруживают преподаватели с широким запасом профессиональных знаний и умений, с более высоким уровнем мастерства.

Наряду с этим целесообразно самоформирование преподавателем таких приемов, как самоанализ и рефлексия того, на каком уровне мастерства он находится, укрепление гуманистической позиции (интереса к другому человеку), овладение приемами поиска нестандартных решений, импровизация, систематический выход в учебно-воспитательном процессе в рефлексивную позицию, перевод запросов практики на язык науки, решение педагогических задач с неопределенным ответом, тренировка себя на переключение позиций, ролей и т. д.

Творчеству преподавателя может способствовать создание благоприятной обстановки в ВУЗе и развитие у себя мотивации к творчеству, "техник" самореализации.

В литературе появились недавно разработанные уровни профессионального роста преподавателя (И. Щербо), уровни его саморазвития:
Нулевой уровень - слабая методическая подготовка.
1-й уровень - стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников.
2-й уровень - применение новых технологий обучения.
3-й уровень - разработка новых форм учебных занятий.
4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания.
5-й уровень - изменение содержания курса без изменения идеологии предмета.
6-й уровень - создание элективного или авторского курса с изменением целевой и содержательной части.
7-й уровень - создание элективного или авторского курса не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением. [3]

В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам личностно-профессионального саморазвития педагога.

Творчески саморазвивающийся преподаватель — это личность, у которой на высоком уровне находится стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации и т.д.

В процессе своей работы над саморазвитием профессионально значимых личностных качеств педагога можно опираться на принципы творческого саморазвития личности, предложенные В.И.Андреевым: принципы саморазвития личности, научного познания, информативности, самоуправления, оптимизации, социализации, индивидуализации. Чаще всего они используются в совокупности, выступая в качестве регуляторов процесса саморазвития личности педагога.

Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию. Ведь самообразование преподавателя - это залог его мастерства, профессиональной компетентности. Не секрет, что новый ВУЗ сегодня — это по-новому работающий преподаватель. Особенно актуальным и значимым в нынешнее время становится воспитание личности, ориентированной на самообразование, стремящейся к творческой самореализации в любых видах деятельности. Самообразование педагога будет продуктивным, если реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию, если педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству, если при этом осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
На кафедре стоматологии детского возраста преподавательским составом организуются и вошли в ежегодную традицию следующие мероприятия:

  • проведение мастер-классов для преподавательского состава и студентов по ведущим направлениям в стоматологии;
  • разбор интересных клинических случаев;
  • виртуальное моделирование клинических ситуаций с поиском путей выхода и предложением наиболее грамотной тактики лечения;
  • включение в план проведения практического занятия проблемной дискуссии и дебатов при рассмотрении изучаемых вопросов;
  • создание рабочих групп по изучению отдельных нозологий, подходов к лечению различных стоматологических заболеваний детей и подростков;
  • разработка элективных курсов;
  • проведение коллективных диспутов по актуальным проблематикам в стоматологии детского возраста и ортодонтии;
  • предложение алгоритма тактики поведения врача-стоматолога в нестандартных ситуациях;
  • проведение олимпиад студенческого мастерства;
  • представление к защите программы профилактики стоматологических заболеваний, планируемых на уровне детских дошкольных учреждений, школ, предприятия или же на территории области, города;
  • защита игровых проектов «Я – организатор стоматологической службы». Пути повышения оказания стоматологической помощи населению

На кафедре проводится определенная работа по созданию пространства для творческого самовыражения, саморазвития, самосовершенствования личности преподавателя и личности студента.

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. №136 «Об утверждении государственной программы инновационного развития РБ на 2007-2010 гг».
  2. Косинец А.Н. Инновационное образование – главный ресурс конкурентоспособной экономики государства. – Советская Белоруссия. – 30.10.2007. – с. 11-14.
  3. Аношкина, В.Л. Инновации. Образование. Будущее /В.Л. Аношкина. – М. – 2001. – 82 с.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники